Главная » 2007 » Апрель » 5 » Наши или не наши? Отношение к мигрантам в Дагестане
19:22
Наши или не наши? Отношение к мигрантам в Дагестане
Представляем вниманию читателей дагестанскую трактовку состоявшегося 5 апреля Круглого стола «Легализация вынужденных мигрантов, проживающих в Республике Дагестан. Соблюдение прав мигрантов. Соответствие существующей практики законодательству РФ», который проходил в конференц-зале Союза журналистов Дагестана, в Махачкале.
Перепечатана с сайта РИА "Дагестан

К нему готовились очень давно, но результаты предварительной подготовительной работы оказались неожиданными, по признанию даже для самих организаторов.

Участники «круглого стола» обсуждали долгожданные радикальные положительные изменения в положении иностранных граждан, которые должны были произойти 15 января текущего года.

Именно в этот день вступили в силу принятые 18 июля 2006г. два новых закона: «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и «О внесении дополнений и изменений в Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ»».

Это и произошло, правда, не совсем так, как ожидалось. Эти моменты и стали главным предметом обсуждения общественных деятелей, чиновников, самих мигрантов и лиц без гражданства. Инициатором проведения «круглого стола» выступила Сеть «Миграция и право». И специально для участия в мероприятии в Дагестан приехала руководитель Сети, член Совета ПЦ «Мемориал» Светлана Ганнушкина. Непосредственно организацией «круглого стола» в Махачкале занимался координатор Сети «Миграция и право» в Дагестане, руководитель НКО «Региональная общественная организация по поддержке беженцев и вынужденных переселенцев» Саид Магомедов.
Цель проведения мероприятия, в разговоре с корреспондентом РИА «Дагестан», обозначила руководитель Сети С.Ганнушкина. По ее словам, они хотели понять какова ситуация в Дагестане, понять, какие специфические моменты здесь имеют место. В процессе подготовки «круглого стола» они были сами удивлены тем, насколько эта проблема остро стоит в республике.

Но, по словам Светланы Ганнушкиной, определенного успеха они все же добились – поняли, как обстоят дела, а это первый шаг на пути к решению проблемы. В первую очередь они планируют наладить постоянное сотрудничество с Управлением Федеральной миграционной службы по РД.
А Саид Магомедов подчеркнул, что еще одной целью мероприятия является желание проинформировать о практике применения нового законодательства в области миграции. Для этого были приглашены представители общин беженцев и мигрантов.
Непосредственно о нововведениях, о цене вопроса, о статистике, о своей работе и трудностях, с которыми приходится сталкиваться, рассказала сама Светлана Ганнушкина.
Она напомнила присутствующим, что первый закон вводит уведомительный порядок учета иностранных граждан, без права властей на отказ. Закон требует, чтобы в течение трех дней по прибытию в Россию легально находящийся на территории РФ иностранец, уведомил отдел миграционной службы о месте своего проживания лично или, отправив почтовое уведомление на специальном бланке, который должен быть ему выдан на почте.
Бланк имеет отрывной талон с печатью, который ставится на почте.
При этом, учет проживания может проводиться как по жилому помещению, где иностранец поселился, так и по месту его работы. Уведомление должно быть подтверждено владельцем жилья или работодателем.
Такой учет, заменяющий регистрацию, фактически ликвидирует институт прописки, что можно только приветствовать.
Однако, Светлана Ганнушкина выразила мнение, что есть опасения, что работодатель уже не будет иметь обязательств обеспечить работника приемлемым жильем.
Такое положение уже существует де-факто, теперь оно узаконивается.
Практика показывает, что сотрудники милиции при проверке документов на улице требуют предъявить паспорт, миграционную карту, которую иностранный гражданин получает при пересечении границы, и отрывной талон с печатью. Проверка, как была, так и остается, незаконной, но по-прежнему без всяких оснований производится постовыми сотрудниками милиции.
Второй закон должен был положительно изменить ситуацию, отметила руководитель Сети «Миграция и право». Главным образом, граждан СНГ, имеющих право на безвизовый въезд в РФ, т.е. исключая граждан Грузии и Туркмении.
Для них, действительно, весьма упрощается система получения разрешения на временное проживание. Перечень документов, которые они должны предъявить при обращении за РВП, значительно сокращается. Это заявление о выдаче разрешения на временное проживание, документ, удостоверяющий личность,
миграционная карта, квитанция об уплате государственной пошлины (400 рублей).

Через месяц с момента подачи документов иностранный гражданин обязан представить справку об отсутствии у него наркозависимости, а также инфекционных заболеваний, опасных для окружающих. И только через год с момента въезда на территорию РФ - справку о постановке на учет в налоговом органе, то есть документа о том, что человек является налогоплательщиком.

Это очень важно, поскольку до сих пор все справки и доказательства, возможности содержать себя и семью на уровне прожиточного минимума, необходимо было подавать одновременно с заявлением. Медицинские справки быстро устаревали. Работу с хорошей зарплатой найти до получения РВП было невозможно, а при отсутствии работы требуемых сотен тысяч рублей на счету у наших бывших сограждан, разумеется, не было.
Кроме того, через три месяца граждане СНГ, прибывшие без визы, были обязаны покинуть территорию РФ и снова пересечь границу с единственной целью - получить новую миграционную карту, а на принятие решения отводилось полгода.
Теперь подача заявления на РВП дает возможность продлить пребывание на территории России по старой миграционной карте.
Кроме того, должны были быть отменены квоты на получение РВП и права на трудовую деятельность.

Последнего не произошло. В конце декабря Дума приняла «изменения к изменениям» закона об иностранцах, восстановив квоты. Президент России 6 января 2007г. подписал этот закон. В некотором смысле он перечеркнул достижения своего закона-предшественника и даже ухудшил исходный Закон «О правовом положении иностранных граждан» 2002г.

Так, статья 13, п.4 старого закона гласила: «Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
1) постоянно проживающих в Российской Федерации;
2) временно проживающих в Российской Федерации» (т.е. имеющих РВП).

Сейчас последняя строка заменена новым пп.2, который распространяется уже не на всех, имеющих РВП, а только на
являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию.
Таким образом, создается странная ситуация, когда иностранный гражданин получает право 3 года жить в РФ, но не получает права работать. Это значит, что его кто-то содержит, или он может жить на имеющийся у него капитал.
Поправки к Закону «О правовом положении иностранных граждан» сильно упрощали и получение разрешения на трудовую деятельность.

Разрешение на работу им выдается ФМС России или УФМС по субъекту РФ.
Для этого требуется лишь заявления иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу, документы, удостоверяющие личность, миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа ФМС о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. А также квитанция об уплате государственной пошлины, за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу (1000 руб.).
Ответ должен быть получен в течение 10 рабочих дней, отказ в выдаче разрешения может быть обжалован. Разумеется, это большой прогресс.
Кроме того, действует постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации».

Постановлением было запрещено иностранным гражданам осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками, включая пиво, и фармацевтическими товарами. Доля используемых иностранных работников в розничной торговле в палатках, на рынках и вне магазинов с начала 2007г. не должна превышать 40%, а к 1 апреля быть сведена к нулю.

Можно сказать, что такое решение во многом обесценивает важные положительные изменения законодательства в области положения иностранных граждан, поскольку многие из них работают именно в сфере розничной торговли и заполняют в некоторых регионах до 90% объема рынков.
Рассказав обо всех новшествах, Светлана Ганнушкина дала им оценку. По ее словам, «политика выдавливания иностранных граждан с рынков и введения квот для наших бывших соотечественников неразумна и вредна не только иностранным работникам, но и местному населению».

В этом случае покупатель будет вынужден идти в магазин, где стоимость продуктов питания и товаров первой необходимости в 2-3 раза выше, чем на рынке.

В пример, Светлана Ганнушкина привела Краснодарский край, который после изгнания месхетинских турок, принятых США, уже пострадал от подорожания овощей и фруктов.
Поддерживать местного производителя следует экономическим путем, считают общественные деятели, предоставляя им налоговые льготы, помогая новыми технологиями, транспортом, льготными кредитами.

О борьбе с нелегальной миграцией в самом Дагестане и практике легализации вынужденных переселенцев, а также о реализации нового законодательства в вопросах регистрации и получения гражданства в республике участникам «круглого стола» сообщили представители Управления Федеральной миграционной службы по РД.

По их словам, к ним обращается огромный поток мигрантов. И в тех случаях, когда они в границах своей компетентности могут помочь, они помогают. Тот факт, что значительно упрощен процесс легализации мигрантов, упростил и их работу. Только за два последних месяца Управление выдало более двум тысячам человек разрешение на трудовую деятельность в Дагестане. Но, с другой стороны, у мигрантов также есть свои обязанности, по отношению к ним, о которых написано выше и которые, они, кстати, не спешат выполнять.

Из двух тысяч человек лишь тридцать уведомили Службу о месте работы и пятнадцать из них принесли справки о здоровье. Основной поток мигрантов в Дагестан идет из Азербайджана и Грузии. Нередки случаи, когда они являются носителями и распространителями туберкулеза. Поэтому, отметили представители УФМС по РД, их задача их в том, чтобы заставить мигрантов уважать российское законодательство.

А граждане из Грузии – и вовсе самая, по признанию чиновников, сложная часть мигрантов. Часто, не имея разрешения на трудовую деятельность, они работают и при этом не являются налогоплательщиками. И мигранты из Грузии даже не пытаются регистрироваться.

Через Дагестан, как приграничную зону, лежит путь и в Азербайджан. Это вызывает свои трудности в переправлении граждан Азербайджанской республики без документов домой. Управление не раз обращалось к азербайджанской стороне с просьбой открыть в Дагестане представительство МИДа, что сделано не было.

Также, участники «круглого стола» отметили, что в рамках реализации нового законодательства, в Махачкале была создана городская комиссия по общественному контролю над мигрантами.

Участники мероприятия обсудили и особенности взаимодействия Уполномоченного по правам человека в РД, правоохранительных органов и НКО в соблюдении прав мигрантов, роли СМИ в этих процессах, справедливого судебного разбирательства.

В общем, тема оказалась настолько актуальной, что состоялась очень живая беседа.

Как рассказала корреспонденту РИА «Дагестан» Светлана Ганнушкина, главная специфика Дагестана в том, что это приграничная республика, из-за чего возникают проблемы в сотрудничестве с МИДом Азербайджана и Грузии. Руководитель Сети обещала обратиться в эти службы, чтобы открыть в республике их представительства. По приезду в Москву, Светлана Ганнушкина планирует обсудить это с руководством ФМС России и представителями посольства Азербайджана в России.

Светлана Ганнушкина отметила, что к ним постоянно обращаются вынужденные мигранты, которые поселились в республике, уехав из Чечни. У них те же проблемы, как и у всех.

Но, с иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими в республике, ей в ходе работы не приходилось сталкиваться. Для них оказалось новостью, что проблема такая в Дагестане существует.

Светлана Ганнушкина отметила желание представителей Управления ФМС по РД попытаться им помочь и решать их проблемы. Тем более, что у них есть определенные представления о том, как это нужно делать. Поэтому, мы должны работать вместе, отметила общественный деятель.

Организаторы мероприятия отметили, что ждут от участников «круглого стола» взаимодействия и сотрудничества. То есть сотрудничества общественных организаций с Управлением ФМС, СМИ и чиновниками.

Одним из пунктов резолюции или общественного договора, который был принят участниками «круглого стола», стало решение об оказании правовой помощи лицам без гражданства. На это было обращено внимание, потому, что в основном мигранты не знают законов и многих правил регистрации и получения гражданства.

05.04.2007 18:39
РИА "Дагестан"

Просмотров: 1376 | Добавил: Alazan
Всего комментариев: 1
avatar
0
1
Вопросов оказалось больше, чем ответов на них. Более того, ни кто не ищет путей решения проблем, которые есть у народа, разделённого госграницей РФ и стран "Закавказья" после распада СССР. Если Вам интересно наше мнение, то его можно обозначить так: Наших соотечественников ещё раз "Озадачили" напомнив о том, что они ни кому не нужны...
Представители общественных организаций представлявщие закавказских аварцев уходя вынесли свой вердикт: "Пусть будут, что будет, но не иначе, как должно быть!".
avatar
Контакты
RedАкция
191024, Saint-Petersburg,
Mytninskaya st., 1/19



info@alazan.su
Mirum
sample map