Главная » 2009 » Март » 2 » Книга и паспорт, наука и политика
11:59
Книга и паспорт, наука и политика
В первом томе изданного недавно беспримерным в истории современного Азербайджана тиражом в 25 тысяч экземпляров научном труде «Этнография Азербайджана» рассказывает о развитие земледельческой культуры в Закаталы и других районах Азербайджана. Как отметил в интервью газете "Бакинский рабочий" Т.Буньятов, "О нас часто говорят, что мы — кочевники, не знающие, что такое земледелие, оседлая жизнь, а мы доказали, что Азербайджан является одним из очагов земледельческой культуры. В этом мы опирались также и на труды академиков Вавилова, Жуковского, Мустафаева, в которых рассказывается, в частности, о растущих в горах Кавказа диких видах пшеницы и ячменя. Мы нашли эти места, исследовали, получили результаты, так что выводы выдающихся ученых-биологов о том, что Кавказ и, в частности, Азербайджан, является родиной пшеницы и ячменя, подтверждены также и наблюдениями этнографов. Так в первом томе речь идет и о рисоводстве, которое развито в основном в Лянкяранском, Шекинском и Закатальском районах».Отметим, что труд, изданный группой сотрудников Института археологии и этнографии НАНА, «представляет собой солидный трехтомник (в более чем 400—500 страниц каждый том), в котором собрана информация обо всех областях жизни Азербайджана с древнейших времен. По словам Т.Буньятова, работая над данным трудом, впервые азербайджанские ученые-этнографы скрупулезно, можно сказать, «под лупой» исследовали духовную культуру, природные таланты, особенности быта, традиции, с привлечением богатого иллюстративного материала. С этой целью на протяжении более десяти лет организовывались многочисленные экспедиции в различные районы Азербайджана, проводились дотошные опросы сельских жителей, фотосъемки, зарисовки, что в итоге позволило авторам труда обосновать тезис о том, что Азербайджан является одним из очагов земледельческой культуры, история развития садоводства, виноградарства, хлопководства, пчеловодства. Большой раздел посвящен ремеслам, которых в Азербайджане испокон веков существовало более 50 видов. Много внимания мы уделили гончарному производству, потому что благодаря найденным во время археологических раскопок керамическим изделиям можно проследить историю… В книге даются сведения о различных видах металлообработки, в том числе о ювелирном деле. Нами подробно изложен процесс изготовления головных, шейных, нагрудных, а также других видов женских украшений, рассказываем о знаменитых ювелирах. В работе имеются интересные сведения о таких видах ремесел как кузнечное, кожевенное, скорняжное, башмачное, шорное, красильное, войлочное и другие. 
Второй том посвящен важной составной части этнографии — материальной культуре и семейному быту. В книге нашли свое полное отражение, прежде всего, описание поселений и жилищ — от простых до сложных. Мы описываем некоторые обряды, связанные со строительной культурой нашего народа. В центре нашего внимания была и традиционная одежда — сезонная, повседневная, свадебная, праздничная. Веками сохраняя архаичность, она способствует изучению этногенеза народа, отражает и его духовную культуру. Большой простор для изучения дают наша национальная кулинария и напитки (одного плова около 50 видов). Впервые обстоятельно и полно описаны народные единицы веса и меры. Интерес представляет и раздел, посвященный народным средствам передвижения, история которых начинается с первобытнообщинного строя. В книге также широко использованы многочисленные исторические источники, впечатления и рассказы иностранных и местных путешественников, археологические материалы, музейные коллекции, научные труды, посвященные литературе, архитектуре, фольклору, музыке, прикладному искусству, архитектуре. В третьем томе впервые в национальной этнографической науке исследуется все многообразие духовной культуры... Это первый фундаментальный труд на азербайджанском языке, поэтому возможны и недочеты, и все же полная картина нами дается. Основное место в нем занимают материалы, собранные в многочисленных экспедициях в районы Азербайджана, проведенные этнографические исследования».
Как отмечает Буньятов, «азербайджанский народ на протяжении тысячелетий поддерживал стойкие, тесные, непрерывные экономические, культурные связи с народами Кавказа, Ближнего и Среднего Востока, других стран. В результате таких контактов он многое перенимал у других народов, внутренне обогащался и, в свою очередь, вносил и свой вклад в их материальный и духовный мир. Следовательно, этнография азербайджанского народа — неотделимая составная часть народов Кавказа, а в широком смысле, — всего Ближнего и Среднего Востока. Не случайно, что в книге этой важной черте уделено особое внимание, все касающиеся этнографии вопросы исследованы не изолированно, а в сравнении и во взаимосвязи, исходя из общих исторических закономерностей».
В то же время, нельзя не заметить, что труд призван служить и другой не менее значимой цели как формирование нового мышления и вносит весомую лепту в построение такой общности как «азербайджанский народ». Так, повествуя о совокупной заслуге народов Восточного Закавказья, авторы преподносят результаты своих исследований не как заслугу народов здесь проживающих, но уже как «азербайджанского народа». Формирование данного понятия, конечно же, является позитивным для дальнейшего развития республики, но это не должно делаться посредством пренебрежительного отношения к истории народов, которые, будучи коренными народами Кавказа, сегодня живут с Азербайджаном и искренне разделяют с ней свою участь. А если учесть, что уважаемый Теймур Буньятов образно назвал данную книгу "паспортом азербайджанского народа", то налицо факт политизации науки. Куда мудрее было бы назвать его "паспортом Азербайджана" или "народов Азербайджана", тем самым вдохновив народы, которых объял Азербайджан, продолжать дальше строить и развивать республику, нежели играя на национальных чувствах раздражать их. Данное заключение проистекает из желания обратить внимание на то, что в Азербайджане продолжает оставаться актуальной проблема самоидентификации, что требует иной национальной политики и очень тесного взаимодействия с представителями различных этносов, интересами коих, то ли по недальновидности, то ли по легкомыслию, некоторые структуры власти пренебрегают. Тем, кто думает о будущем Азербайджана вряд ли нужна такая медвежья услуга, ибо это не в копилку стабильности. Структура азербайджанского общества не однородна, а потому его прочность и стойкость зависит от того, в какой степени мы прививаем у подростающего поколения граждан уважение к этно-культурному многообразию Азербайджана, тем самым
сохраним органичность нашего развития и гармонию в обществе.
Категория: Наш Кавказ | Просмотров: 876 | Добавил: Alazan
Всего комментариев: 0
avatar
Контакты
RedАкция
191024, Saint-Petersburg,
Mytninskaya st., 1/19



info@alazan.su
Mirum
sample map