Главная » 2009 » Июнь » 9 » Лакомый кусок Кавказской Албании
14:29
Лакомый кусок Кавказской Албании
Кто разжигает очаги напряжённости на Кавказе? Прежде всего, те, кто называют вещи не своими именами. Что было, то было. После покорения Российской Империей Джарского союза, его трансформации, с трансформацией самой России, в Закатальский округ, а также последовавшая за тем под предлогом «экономической эффективности» передача его Азербайджану, ничуть не умоляют значения земли, которая была и останется островком с самобытной культурой, традицией, исключительной историей. Сегодня эту территорию, без всякого на то желания со стороны местного населения, хотят сделать яблоком раздора в отношениях между Азербайджаном и Грузией, Азербайджаном и Дагестаном (Россией), Азербайджаном и Арменией, а нередко даже внутри самой республики между «Азербайджаном и Азербайджаном». Вместе с тем, доходами и убытками от такого раздора, итогами нездоровой конкуренции за то, чтобы обладать Алазанской долиной, весьма успешно пользуются третьи силы, изловчившиеся извлекать выгоду от общественно-политических потрясений на Кавказе. 
Грузинская сторона считает, что здесь, как и в случае с армянами, азербайджанской стороной ведется политика ущемления религии и языка. Грузин задевает то, что азербайджанские ученые отнесли грузин принявших ислам к азербайджанцам. Более того, учёные нередко настаивают на том, что эти грузины сами считают себя азербайджанцами, так же как и джарцы, цахуры и ещё представители около 20 народностей, проживающих в регионе. Что пишут ангажированные политикой авторы книг - на совести авторов. Хотя, неблагодарное дело переписывать историю в чью-либо угоду. Если вещи называть своими именами, грузины здесь назывались ингилои, азербайджанцы - мугалы, а дагестанцы - джарцами. 
Сегодня всё иначе. Сегодня в Закавказье происходит невероятное и далеко непредсказуемое. Но факт остаётся фактом: Алазанская долина поделена между Азербайджаном и Грузией. Каждое из государств вольно распоряжаться будущностью отмеченной земли как в соответствии с законами, регулирующими жизнь внутри страны, так и международным правом. 
После распада Советского Союза Грузия и Азербайджан одновременно оказались вовлечены в региональные конфликты: грузины и азербайджанцы стали «товарищами по несчастью», испытывая друг другу своего рода сочувствие.  Если что-то изменилось в отношениях между Грузией и Азербайджаном, Азербайджаном и Дагестаном, то оно должно было измениться по инициативе тех же джарцев, ингилоев и мугалов, проживающих на этих территориях, а не с подсказки из Турции, США, Ирана или России, посредством Армении. Думы о автономии, выступления с требованиями прекратить притеснение и предоставить им право оставаться самим собой на своей земле является порождением злоупотребления и проигрыванием чьего-либо розыгрыша, призванного свести на нет заслуги мирного сосуществования культур в регионе.  
Дело в том, что 17-18 июня в Тбилиси должно состояться очередное заседание грузино-азербайджанской межправительственной комиссии по делимитации и демаркации государственной границы. Стороны снова намерены обсудить вопрос несогласованных участков границы между двумя республиками. В настоящий момент из 480-километрового участка границы согласовано всего 65 процентов. Наиболее болезненным во взаимоотношениях двух стран остается проблема расположенного на границе древнейшего монастырского комплекса "Давид Гареджи" в 60 километрах на юго-восток от Тбилиси. На него претендует азербайджанская сторона, утверждающая, что это - средневековый албанский монастырский комплекс. Следует отметить, что установка пограничных постов Азербайджаном на территории данного комплекса ранее уже приводило к осложнениям в отношениях Тбилиси и Баку. Комиссия по делимитации и демаркации была создана Тбилиси и Баку 10 лет назад. Как утверждала грузинская сторона ещё в прошлом году, "Монастырский комплекс Давид Гареджи является памятником грузинской культуры, который мы ни с кем не собираемся делить. Дружественный уровень отношений между Грузией и Азербайджаном позволят нам урегулировать эту проблему цивилизованным путём". Информация азербайджанской стороны о том, что комплекс Давид Гареджи является памятником албанской культуры, не имеет под собой никаких оснований, заявил тогда заместитель руководителя пресс-центра Грузинской патриархии Зураб Цховребадзе. «Когда древние грузинские христианские памятники называют албанскими, такие заявления никакой критики не выдерживают. И заявления азербайджанской стороны вызывают, по меньшей мере, удивление. Удивительно и то, что албанскими объявлены все расположенные на территории Саингило грузинские храмы», - заявил Цховребадзе агентству GHN. Он напомнил, что Грузия потеряла права на свою исконную территорию Саингило «по вине советского правительства». Цховребадзе заявил, что после того, как албанское государство исчезло, и его место заняли нынешние народы, албанские памятники, скорее всего, были уничтожены. «В любом случае, это должно стать предметом научных исследований, но ни в коем случае не является поводом для изменения истории грузинских памятников», - отметил Цховребадзе. Грузины называют территорию северо-западного Азербайджана Саингило, дагестанцы называют Цор или Джар, а Азербайджан поделив округ Закатальский на три района продолжает оставаться при своём мнении относительно того как с оной быть.  
Наследие Кавказской Албании - лакомый кусок. А как быть? Быть надо в мире и спокойствии, называя вещи своими именами, позволяя массам достичь личного и семейного благосостояния следуя Конституционным гарантиям, не вороша старые обиды и не пытаясь переделать Кавказ на собственный лад. 
Категория: Алазанская долина | Просмотров: 972 | Добавил: Alazan | Теги: джарцы, мугалы, храмы, ингилои, Кавказская Албания
Всего комментариев: 0
avatar
Контакты
RedАкция
191024, Saint-Petersburg,
Mytninskaya st., 1/19



info@alazan.su
Mirum
sample map