Главная » 2018 » Май » 1 » Волк, не волк… Что тут спорить?
20:21
Волк, не волк… Что тут спорить?

У сайта «TsorTV», который взял на себя большую ответственность решить имеющимися возможностями задачу аварского патриотизма не всегда всё в порядке с выходными данными - иногда нет ссылок на первоисточники, нет дат, нет авторов, нет много всего, что необходимо для исследователя. И это не в упрек автору проекта, который делает своими силами возможное - вопреки тому, что творится вокруг, в том числе, в среде соотечественников или ученых, которые не всегда могут обеспечить общественность достоверной информацией или, по крайней мере, исчерпывающей...

Учитывая популяризацию в джарском сегменте масс-медиа различной атрибутики исторического характера, мы посчитали необходимым вкратце осветить один эпизод и присмотрелись, в этой связи, к публикации «Аварское знамя» на упомянутом сайте по адресу - http://tsortv.ru/s-volkom-na-znameni/. В публикации использованы материалы исследователей Патимат Тахнаевой, Шахбана Хапизова и Бориса Атаева.

П.Тахнаева и Ш.Хапизов, ссылаясь на карту 1735 года из Института древних рукописей Академии наук Грузии, поясняют историю происхождения "Аварского знамени", на котором изображен волк. Тема актуальна постольку, по скольку данное знамя активно популяризуется, в том числе, на проекте «TsorTV».

Описывая карту, на которой изображены 16 «гербов» и «знаков» составляющих княжества и исторические области "Иберийского царства", которая в публикации названа «Картой Иберийского царства или всея Грузии», приводятся и названия областей/княжеств в него входящих: «Грузия, Картли, Кахети, Имерети, Одиши, Гурия, Самцхе, Сванети, Абхазети, Осети, Сомхити, Ширван и др., в том числе и Дагестан». Примечательно, что в перечне названий мы находим "Грузия" и "Дагестан", но в ней не приводятся название "Эрети" ("Ран"), которое куда более древнее, чем два первых названия областей и княжеств, в их современном и официальной интерпретации. 

Тут надо понимать так, что авторы или упустили из упоминания "Эрети", или "Эрети" частью Иберии не является... Но, вместе с тем, в ряду "субъектов" Иберии мы встречаем, например, мы встречаем название "Грузия", которое, более того, официально находит свое применение только после присоединения Картли-Кахетинского царства к России на заре XIX века, а название "Дагестан", хотя и встречается с XV-XVI века, но официальный статус обретает лишь XX веке.

Так или иначе, но первый картограф Кавказа и автор упомянутой карты царевич Вахушти Багратиони (годы жизни: 1696, Тбилиси - 1757, Москва; сын царя Картли Вахтанга VI Багратиони) приводит карту Иберийского царства и называет изображения на своей карте «гербами» или «знаками», а в числе этих традиционных символических обозначений представляет и дагестанский герб: на светло-зеленом полотнище изображен выбегающий из-за горных кряжей волк (часть его тулова сокрыта меж гор), между передними лапами волка помещено древко флага с навершием, а к гербу сделана сверху подпись на грузинском языке: «лек1иса дагьистаниса», т. е. флаг «леков Дагестана».

И вот, что, вполне объективно, пишут по данному поводу П.Тахнаева и Ш.Хапизов:

«…Если говорить о волке - как центральном сюжете герба, то необходимо заметить то обстоятельство, что это животное традиционно пользовалось у аварцев и некоторых других народов Дагестана (далеко не всех) в качестве символа храбрости и мужества». 

Кстати, наше почтение исследователям, которые честно заметили, что далеко не у всех народов Дагестана волк использовался в качестве «символа храбрости и мужества» и это как раз о джарцах, но в высокогорной Аварии «волк - божий сторож… у него нет ни стад, ни закромов, он добывает пропитание своей удалью».

А П.К.Услар, в кратком словаре к своему труду по аварскому языку, дает такое объяснение восприятию волка у аварцев: «всякое уподобление волку у горцев считается похвалой, подобно тому, как у нас уподобление льву». 

И обратите внимание, на противовес понятий, когда, мы встречаем в аварской речи слово «БацI» (волк) и слово «ГъалБацI» (лев), что в переводе с джарского означает – "джарский волк». То есть, в Джаре волк, как таковой, в почете не был, так как в Джаре была альтернатива дагестанскому волку, т.е., собственный, джарский "волк" - лев (ав. "гъал бацI").

Сравнений с волком, имеющих характер комплимента в обиходной аварской речи (волчий нрав, короткоухий волк и т.д.) очень много - волк не везде даже у самих аварцев пользовался таким пиететом, часть западных аварских обществ в этой роли использовала орла, а часть – медведя. То есть, культ волка тем же Чурсиным был отмечен именно в центральных нагорных аварских районах, но не в Джаре.

Как справедливо отмечают Тахнаева и Хапизов, в местных источниках невозможно найти четких указаний, каковы были флаги тех или иных этнополитических образований и государств Дагестана, кроме самого факта наличия этих знамен: «…в песне, посвященной нуцалу Уммахану Великому (умер в 1801 г.), так описывается его выход в поход на кызылбашей (тюрок-шиитов Азербайджана и Ирана): Вахъана ГIумахан гъизилбашалъе, тIад тарихал хъварал дугъалги poсун. (Вышел Уммахан в Кызылбаш, взяв знамена, покрытые надписям». 

Надо понимать так, что всё началось с того как в 1992 году по инициативе историков Тимура Айтберова и Кайтмаза Паталиева была предпринята попытка изобразить этот герб с волком, как «знамя Аварского хана». 

И Тахнаева, и Хапизов, так же отмечают, что руководствовались авторы «Аварского знамени 1992 года» описанием герба в статье Г.Тогошвили (который видел его в изображении Вахушти), вышедшей в 1979 году в тбилисском сборнике «Источниковедческие разыскания». 

По инициативе Айтберова и Паталиева, флаг, выполненный художниками Еленой и Тагиром Гапуровыми, был опубликован в том же году в «Историко-биографических и исторических очерках» Хайдарбека Геничутлинского. Получилось (довольно известное в настоящее время) стилизованное изображение - на черном фоне над геометрической цепью гор изображен волк, в передних лапах которого зажат штандарт с солярным символом, а голова волка повернута назад, в сторону полумесяца.

Мы же, на джарской стороне, считаем, что Волк на аварском знамени – это Символ Армии. Как приводит в данной связи сведения исследователь Борис Атаев: «в мифологических представлениях многих народов Евразии образ волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени; сами воины или члены племени представлялись в виде волков или именовались волками (в хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях)».

В то же время, Б.Атаев считает, что аналогичное представление о волчьей стае, как символе единой дружины, известно на Кавказе у сванов, хотя на знамени сванов отображен медведь. Однако знамена с волчьей головой были у хаканов дома Хунну, откуда огузами и кипчаками в XXII веках волк был перенят, но уже в образе «сивого волка». «Сегодня поверья и приметы, связанные с волком сохранились почти у всех тюрко-язычных племен и родов, у народов Евразии, североамериканских индейцев, русских, украинцев, белорусов, армян, грузин, абхазцев, аварцев, сванов, курдов, чеченцев и др.», - цитируют Атаева авторы отмеченной публикации.

Атаев считает, что «Волк - это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ независимости и самостоятельности (тогда как, так называемого царя зверей - льва, на потеху людей дрессируют в цирке); волк - символ бесстрашия: в любой схватке волк борется до победы или смерти; волк не поднимает падаль; он живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-вол¬чат; у волков не существует такого порока, как прелюбодеяние; волк - символ высокой нравственности, преданности семье, чего не скажешь о самцах других животных; волк - символ справедливости и честолюбия: в обычных условиях он не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого; волк - символ доблести у многих народов и особенно почитаем на Кавказе».

Но, извольте, нам не известны факты прелюбодеяния так же в соколиных семьях, в семьях льва или семьях почитаемого в Джарах белого паука.

И, кстати, волк как таковой не имеет отношения к Джару, где был свой флаг – штандарт, с белым пауком в центре свитой паутины: в одном случае мы находим белый штандарт с красной каймой на зеленом фоне,  а в другом – серый штандарт с белым пауком на белом фоне, с изнанки которого виден коричневый цвет...

Но не то суть важно, а то, что здесь, мы наблюдаем в качестве тотема на джарской стороне белого паука, который весьма почитаем в Алазании. Этот же знак, в качестве флага, приводится и на карте Вахушти, который относит его к области «Рани», который нами идентифицируется с первоосновой «Эр» (ав. - «Эрасул ракь» и рус. - «Эра ратль» и далее трансформировавшееся или заложившие основу названиям «Арарат», "Эран", "Арран", "Армен", "Иран" и т.д.). Что же касается вопроса сущности «Иберии/Иверии», то оставим это для последующих публикаций.

Напомним, что царевич Вахушти Багратиони 22 января 1735 года составил карту «Иберии», на которой были изображены 16 знамен составляющих царство. Карта некоторое время принадлежала князю Г.А.Потемкину, затем была в Казанском университете. Ныне она хранится в Институте древних рукописей Грузии. 

Мы находим, что на протяжении всей истории проявляет себя элементарная попытка экспансии Эретии (Джара), как со стороны "Картли-Кахетинского царства", который завоевав Эрети предпочел его забыть и со стороны «леков Дагестана», которые основываясь на едином сегодня языке с джарцами предпочитают использовать собственный язык вербальной экспансии.

***

Ни много о "Грузии"

18 апреля 1799 года император России Павел утвердил Георгия XII царём, а Давида Георгиевича наследником Картли-Кахетинского престола, а 26 ноября в Тбилиси вступили русские войска.

24 июня 1800 года грузинское посольство передало коллегии иностранных дел проект документа о подданстве, а 23 сентября в Тбилиси прибыл ещё один полк русских войск. 
7 ноября два русских полка под командованием генерала Лазарева совместно с грузинскими отрядами у селения Какабети на берегу реки Иори (Малая Алазань) нанесли поражение правителю Аварии, который не имел ничего против России на Северном Кавказе, а Россия хотела править на Южном… Спустя 7 дней, после коварного акта против аваров - 14 ноября 1800 года граф Ростопчин и С.Л.Лашкарев объявляют грузинским послам, что император Павел I принимает в вечное подданство царя и весь народ Картли-Кахетии, 22 декабря император подписывает манифест о присоединении Грузии к России и 23 числа издает рескрипт на имя Георгия XII о принятии его царства в подданство России.
Спустя 5 дней царь Георгий XII, отдавший царство Картли-Кахети России, умирает. После его кончины монархом провозгласил себя Давид XII, старший сын Георгия от первого брака.

18 января 1801 года российский император Павел I, несмотря на имевшее место ранее обещание поддержать Давида в случае его вступления на царство, издал указ об упразднении картли-кахетинской монархии и присоединении её к Российской империи - в Петербурге и Москве был обнародован манифест Павла I о присоединении Картли-Кахетинского царства к России. Именно тогда и был официально наименовано Картли-Кахетинское царство «Грузией».
В середине февраля этот манифест был оглашён в Тбилиси, а 24 мая 1801 года генерал-лейтенант К.Ф.Кнорринг в Тбилиси уже фактически свергает претендента на трон Давида и устанавливает правительство И.П.Лазарева - королевича Давида вместе с семьёй арестовывают и насильно высылают в Россию. Арест осуществлял князь Цицианов.
12 сентября издается Новый императорский манифест о присоединении к России Восточногрузинского царства (как оказывается – это не совсем то же, что и «Картли-Кахети»).

12 апреля 1802 года русское имперское правительство в Сионском соборе публично объявляет грузинскому дворянству о ликвидации «Картли-Кахетинского царства». 
8 мая в Тбилиси открывается новое правление - «Верховное правительство Грузии» во главе с «главнокомандующим Грузией», а летом главнокомандующим Грузией назначается представитель московской грузинской колонии Павел Цицишвили (Цицианов), родственник царицы Мариам, супруги Георгия XII.

***
Кстати говоря, мы находим в определенном смысле связь так же между тотемом "леков Дагестана" - волком и этимологией "Гуржистан", которую нередко переводят как "Страна волков", но к Джару это имеет лишь опосредованное отношение. 

Категория: Наш Кавказ | Просмотров: 68 | Добавил: Alazan | Теги: знаки, джария, эр, Леки, паук, волк, Кавказ, дагестан, история, символы
Всего комментариев: 0
avatar
Контакты
RedАкция
191024, Saint-Petersburg,
Mytninskaya st., 1/19



info@alazan.su
Mirum
sample map