Главная » 2009 » Декабрь » 2 » Закавказским аварцам "От Дагестана и Президента" или Что там еще...
16:41
Закавказским аварцам "От Дагестана и Президента" или Что там еще...
 Недавно «Дагестанская правда» сообщала, что на имя президента Дагестана М.Алиева пришло письмо из Баку от председателя общественного объединения «Аварский национальный культурный центр в Азербайджане» Магамы Базарова, в котором выражалась искренняя благодарность Муху Гимбатовичу за комплект танцевальных костюмов для ансамбля «Цор». Продолжая начатую тему, упомянутое выше издание на возвышенных тонах извещает, мол теперь (наконец) настал момент передачи концертных костюмов коллективу танцевальной группы «Цора». Дословно: "Этот, казалось бы, рабочий момент для коллектива «Цора» превратился в праздник. В Представительстве Дагестана в Азербайджане ответственные работники – начальник отдела Людмила Казиева и главный специалист- эксперт Сайгид-алим Маликов, передали ансамблю подарок Президента Дагестана – новенькие концертные костюмы с подлинно национальным орнаментом, пошитые по моделям разных народностей для детей и взрослых исполнителей. Столько было радости и восторгов! Весть об этом даре мгновенно облетела все районы Азербайджана, где компактно проживают дагестанцы, – Белоканы, Закаталы, Кабахчолы". Но дело в том, что отмеченное дагестанское Представительство не является представительством Дагестана в Азербайджане, а только лишь Представительством в городе Баку, а так называемый подарок от Президента не есть костюмы сшитые за личный счет Муху Гимбатовича. Что же касается радостей и восторга, а также той вести, которая облетела страну и настигла таки земляков... и наверно поразила всех, удивила или осчастливила, как сказать. Лучше не будем...

Сетуя на то, что выступления танцевального колллектива "Цор" до селе "не были столь красочными, передающими свой неповторимый колорит из-за отсутствия дагестанских концертных костюмов, а чтобы как-то выходить из положения, они были вынуждены брать азербайджанские костюмы в других бакинских ансамблях, а порой и сами танцоры изготавливали их, имитируя аварскую одежду", есть весьма печальное обстоятельство, свидетельствующее о том, что в Баку не оказались в силах одеть один маленький коллектив. Ансамбль "Цор», функционирующий при Аварском национальном культурном центре в Баку, не единственный ансамбль в Цоре, - они есть при каждом Доме культуры аварского села и, тем более, не единственный ансамбль, который ждут у себя цорцы (закавказские аварцы) - если говорить по правде, закавказские аварцы ждут и ни как не дождутся гастролей в Закатальскую округу действительно прославленных деятелей искусств из Дагестана, но сделать такой подарок для цорцев ни представительство Дагестана в Баку, ни Дагестан, по понятным причинам, не в силах. И дело тут не столько в костюмах, хотя костюмы - это важный и едва ли не один из первых элементов идентификации жанра любого танцевального коллектива, а танцоры "Цор" - маленький, новый, начинающий бороздить свое поле проект, которому, безусловно, помогать надо. Хотя настоящие костюмы шить в Кукольном театре  Дагестана вряд ли стали бы - их шьют по другому адресу. То есть, читатели весьма справедливо могут предположить, что костюмы в количестве 20 штук сшитые в Дагестанском театре кукол, опять таки не являются соответствующими требованиям  "Национального аварского костюма" - они дорого стоят. А делать из маленького случая, связанного с костюмами, нечто такое сверхординарное выглядит лукаво, тем более тогда, когда врученные М.Базарову костюмы будучи названы поступившими из "этнической родины", что может быть понято как подсказка о том, где есть "истинная" родина закавказских аварцев, которых представляют ушлыми в Азербайджан из Дагестана. Общественное объединение «Аварский национальный культурный центр» – молодая организация, которой всего два с небольшим года, но не успев зарекомендовать себя на поприще взятых на себя обязательств и даже не заручившись доверим всего народа от лица которого организация выступает, тем не менее, она попал в списки (сведения) Министерства по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана «об общественных объединениях этнических дагестанцев в Российской Федерации и за рубежом».

Интересно, что в данном списке Миннаца Дагестана, к примеру, почему-то нет того же Аварского общества имени имама Шамиля в Азербайджане, возглавляемый Магомедом Исаевым. Возможно, что данное обстоятельство является свидетельством того, как власти и в Баку и в Махачкале решили сделать ставку теперь уже не на Исаева, а на Базарова, предоставив Исаеву прерогативу заниматься сугубо вопросами абитуриентов, желающих поступить в ВУЗы России. Тем более, что они являются уроженцами одного и того же аварского села Кабахчоли Белоканского района. Но так или иначе, Магама Базаров, в свое время получил образование в Ленинградском политическом училище ( сегодня оно называется Санкт-Петербургский Военный Институт внутренних войск МВД РФ), закончил юридический факультет Северо-Осетинского университета, является полковником в отставке, а также пишет стихи на цорском диалекте аварского языка (мы их не читали, но верим).

По некоторым оценкам, прозвучавшим в Дагправде, он «весьма энергичный, инициативный работник. В его планах организация различных творческих и художественных кружков, он считает своим долгом переложить на ноты цорскую старинную музыку, описать многие национальные традиции, записать забытые сказания, наладить связь с аварцами, проживающими в других странах. А еще есть мечта – издавать газету на родном языке. Но все упирается в недостаток средств». Если подумать основательно, то когда «все упирается в недостаток средств», как правило, ничего не получается. Иначе говоря, если будут деньги, желающих заняться тем же найдется не одна сотня «активистов».
И все же, надо отдать должное Базарову: с началом его деятельности на данном поприще наметился всплеск телепросвещения – по таким телевизионным каналам Азербайджана АзТВ, АНС, ИТВ не раз рассказывалось об обычаях цорцев. По ТВ с определенной периодичностью звучит дагестанская музыка, организуются прямые передачи с земляками в Белоканском, Закатальском районах, встречи и чествования чемпионов, в частности с чемпионом Паралимпийских игр в Пекине Олаханом Мусаевым, чемпионом Европы по борьбе Расулом Чунаевым, проводятся музыкальные вечера в канун праздника весны «Новруз» и особо любимого взрослыми и детворой Нового года. Не будем говорить о внутренней политике объединения возглавляемого Базаровым, а лишь отметим, что его можно и стоило бы усовершенствовать или скорректировать. И в этом нет, казалось бы, ничего невозможного. Просто, найти тому же Базарову, человека, который бы занимался всей подобной рутиной, не так-то просто. Сегодня действительный дефицит патриотических кадров. А вот когда в подобной связи упоминают и лелеют власти, которые, по сути, не делают даже того, что могли бы сделать, то даже то, что уже было сделано не малыми усилиями энтузиастов, кажется, идет насмарку. Что же до неких подарках аварцам Закавказья, то допытываться их тогда, когда и сам их мог бы себе преподнести, является игрой, которая уводит государство от истинно значимых и великих проектов и дел. Впереди еще предстоит не мало…
Категория: Наш Кавказ | Просмотров: 1242 | Добавил: Alazan | Теги: Закавказские Аварцы, Дагестанская правда
Всего комментариев: 0
avatar
Контакты
RedАкция
191024, Saint-Petersburg,
Mytninskaya st., 1/19



info@alazan.su
Mirum
sample map