Главная » 2014 » Июль » 3 » ЖЕЛАНИЕ ЕСТЬ. ПОТРЕБНОСТЬ ЕСТЬ. ПРОЕКТ ЕСТЬ. А ДЕНЕГ НЕТ...
21:44
ЖЕЛАНИЕ ЕСТЬ. ПОТРЕБНОСТЬ ЕСТЬ. ПРОЕКТ ЕСТЬ. А ДЕНЕГ НЕТ...

В Дагестане 1 августа начнется реконструкция российского участка стратегически важной и экономически востребованной по обе стороны от кавказского хребта Аваро-Кахетинской автодороги.

10 июля этого года планируется запуск асфальтобетонного завода на 60-ом километре дороги. Именно этот завод по замыслу строителей и должен будет обеспечить автодорожников асфальтобетонной массой. Начало строительных работ на указанном участке дороге протяженностью 83 километров будет вестись от села Хебда Шамильского района республики до границы с Грузией через три горных района Дагестана. По окончании реконструкции на них будут приходиться, как уже отмечалось выше, 25 мостов и пять тоннелей. Дорога обеспечит кратчайший всесезонный по направлению на Грузию путь и далее выход к портам Черного моря и обратно на Северный Кавказ из Цора («Закавказья»). Дорожная артерия считается важной для Дагестана еще по той причине, что будет способствовать развитию депрессивных горных районов, обеспечивать устойчивой автотранспортной связью пограничные части ФСБ, расположенных в юго-западной части республики. 

Аваро-Кахетинская автодорога позволит обеспечить кратчайший всесезонный по направлению на Грузию путь и далее выход к портам Черного моря, поспособствует развитию депрессивных горных районов, а также наладит устойчивую автотранспортную связь с пограничными частями ФСБ, расположенными в юго-западной части России. Как полагают специалисты, переориентирование части грузопотока с Военно-грузинской дороги на Аваро-Кахетинскую позволит активизировать экономическое развитие не только горных районов, через которые пройдет автотрасса, но способствует развитию инфраструктуры и созданию новых рабочих мест. Откровенно звучат надежды, что в результате открывшихся возможностей бюджет республики пополнят вливания от таможенных сборов. 
Правда, неизвестно, на сколько радостной является весть о реконструкции и открытии Авар-Кахетинской дороги в Грузии. Более того, на данное время отсутствуют реальные источники финансирования реализации проекта в Дагестане, где на эти цели желают изыскать 30 миллиардов рублей, а их в бюджете республики нет.

«Только за счет республиканских средств мы эту дорогу построить не сможем. Будем участвовать в разных программах государственного-частного партнерства, привлекать инвесторов, а также надеемся на помощь федерального центра», - говорит руководитель Дагестанавтодора Загид Хучбаров.

***
Из истории известно, что данную дорогу начинали строить трижды, но после окончания строительства железной дороги по берегу Каспийского моря проект был заморожен. О дороге вспомнили только после начала первой мировой войны. 

«Правительству же нужно теперь, - говорится в архивном документе 1850-х гг. - позаботиться об устройстве дороги, которая связывала Дагестан с Тифлисскою губернией. Путь этот имеет помимо экономического, важное стратегическое значение». 

«Пути сообщения Аварского округа и его центра Хунзаха с остальными частями Дагестана и с соседними областями делятся на почтовые и колесные дороги и вьючные тропы. Колесных путей сообщения очень мало: … 3) колесная, всё ещё разрабатываемая дорога аваро-кахетинская, соединяющая Дагестан с Кахетией», - пишет газета «Кавказ» за 1904 год.

«А если бы проложить через перевал автомобильную дорогу, было бы прямое сообщение между Махачкалой и Тбилиси. Но такого сообщения нет, и приходится ездить в окружную, через Баку или Орджоникидзе. Да и много ли ездят? Дагестанец в Тбилиси или грузин в Махачкале – гость редкий. А ведь соседи, живут бок о бок», - писал Аркадий Гольдштейн уже в 1977 году.

Вопрос о завершении дороги поднимался и в начале 2000-х годов. «Еще одной новой трансграничной магистралью может стать соединяющая Дагестан и Грузию аваро-кахетинская дорога, в настоящее время являющаяся пешеходной… <…> …В контексте ее строительства также присутствует этнополитический фактор: наличие такой дороги позволило бы установить более тесные связи между проживающими по обе стороны границы народами Дагестана, в первую очередь аварцами», - отмечается в документе «Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России».

Так, дагестанская газета «Черновик» писала об интересном человеке – Магомеде Кебедове, который своими силами пытался достроить Аваро-Кахетинскую дорогу еще в начале 1990-х годов. То есть тогда, когда ни Москва, ни Махачкала к данному проекту не проявляли никакого интереса. 
«Последний этап строительства данной автодороги связан с именем Магомеда Кебедова, бывшего директора Бежтинского комбината бытовых услуг, зарегистрировавшего в 1991 году кооператив «Строитель» с намерением воплотить в жизнь свою давнюю мечту — докончить Аваро-Кахетинскую дорогу. К 1996 году на свои и взятые под кредит деньги Кебедов закончил дорогу, проложив 55 км автодороги, в т.ч. 36 км по территории Грузии. После строительства автодороги между Нагорным Дагестаном и Кахетией (восточной Грузией) активизировались торгово-экономические отношения, но в 1997 году после одной аварии пограничники закрыли дорогу. Хотя Кебедов уже собирался асфальтировать автодорогу. Дабы урегулировать транспортные и людские потоки, 22 февраля 1997 года за подписью Виктора Черномырдина было принято постановление о создании на границе пункта пропуска. Ещё через два месяца правительство Дагестана выделяет 500 млн. руб. на обустройство пункта пропуска на границе с Грузией. Но и его как не было — так и нет, а Магомед Кебедов, вложивший в строительство дороги все свои сбережения, до сих пор не может расплатиться с кредиторами…».

4 февраля 2008 года неожиданно прибывший в Дагестан президент России Владимир Путин пообещал местным жителям, что дорога из Ботлихского и Цумадинского районов будет проложена не только к Махачкале, но и до границы с Грузией. Тогда, как сообщают СМИ, планы Путина по завершению Аваро-Кахетинской дороги вызвали панику в Тбилиси. Поскольку начало 2008 года – было периодом напряженных отношений между Россией и Грузией.

В марте 2013 года СМИ сообщали, что в ближайшие годы дагестанский «Автодор» намерен добиться и строительства новой федеральной трассы «Аваро-Кахетинская дорога», которая должна связать Россию с Грузией. Источники со ссылкой на компанию «Дагавтодор» сообщали, что компания строителей дорог собирается закупить 70 единиц спецтехники - грейдеры, погрузчики, экскаваторы, грузовики... На спецтехнику, как утверждалось, установят систему ГЛОНАСС и будут через спутник контролировать график и маршрут работы. 

Учитывая предысторию вопроса, следует предположить, на сколько востребован проект в метрополиях и каких усилий будет стоить он для народов, которые страдают от избирательного подхода государств в вопросах развития инфраструктуры и международных коммуникаций на Кавказе. То есть, заявление «Дагватодора» о начале строительных работ на участке Аваро-Кахетинской дороги с 1-го августа 2014 года было сделано в условиях реального отсутствия финансирования, которые в надежде на понимание, как и прежде, связывают с Москвой – федеральным центром. Проектные работы обошлись бюджету республики уже в 63 миллиона рублей.

Шансы этого проекта на реализацию заметно увеличились после того, как Дагестан возглавил Рамазан Абдулатипов, поскольку Аваро-Кахетинская дорога проходила по территории его родного Тляратинского района Дагестана. В ноябре прошлого года министр транспорта Дагестана Ширухан Гаджимурадов (один из наиболее близких к главе республике членов кабинета министров) на встрече с жителями Шамильского района сообщил, что по инициативе Р.Абдулатипова разрабатываются технические условия и проектно-сметная документация Аваро-Кахетинской дороги.

Между тем, аналогичный проект существует и в Чеченской Республике, однако он пока не получил никакой реализации. Так 6 октября 2012 в интервью программе «Вести в субботу» на канале «Россия 24» Рамзан Кадыров высказал мнение, что возобновить прямое автотранспортное сообщение с Грузией за счет строительства дороги через Итум-кали мешает напряженность в отношениях между Тбилиси и Москвой. Дорога от Грузии к Итум-Калинскому району Чечни была проложена в 1990-е годы, однако она не заасфальтирована. Строительство трассы, которая ведет из высокогорного Итум-Калинского района Чечни в Ахметовский район Грузии, было начато после завершения первой военной кампании в республике. Грузинская сторона заморозила строительство дороги в 1998 году.

Категория: Наш Кавказ | Просмотров: 793 | Добавил: Alazan | Теги: АВАРО-КАХЕТИНСКАЯ, дагестан, дорога, Грузия
Всего комментариев: 0
avatar
Контакты
RedАкция
191024, Saint-Petersburg,
Mytninskaya st., 1/19



info@alazan.su
Mirum
sample map